Планета-гигант Юпитер — океан кипящего водорода

Это самая огромная планета в Солнечной системе. Ночью Юпитер легко увидеть — ярче него светят только Венера и Луна. Ещё астрономы древности прекрасно знали эту планету. Название своё она получила в честь самого главного древнеримского бога-громовержца.

Масса этой планеты очень велика. В Солнечной системе кроме него есть ещё 7 разных, больших и маленьких планет. Один Юпитер весит в два с половиной раза больше, чем все остальные планеты всместе. Земля считается маленькой планетой, и он весит в 318 раз больше неё.

Газовый гигант и самая большая планета Солнечной системы.

Положение в Солнечной системе

По порядку от Солнца, это пятая планета. Вокруг Солнца обращается за 12 земных лет. Сутки на Юпитере составляют 10 часов — за это время он успевает один раз повернуться вокруг своей оси.

Расстояние до Земли меняется, потому что орбиты планет не точно круговые, а вытянутые. Поэтому расстояние в разное время бывает от полмиллиона до почти целого миллиона километров.

Строение

Эта планета относится к газовым гигантам, то есть плотным в ней может быть только внутреннее ядро. Континентов там нет, т.к. нет как таковой поверхности, по докладам учёных она газовая и представляет собой кипящий океан жидкого водорода. На Юпитере настолько высокое давление, что водород там становится жидким. А поскольку на этой планете ещё и очень высокая температура, такая же, как на поверхности Солнца: +6000 градусов Цельсия (а ядро ещё горячее), то жизни там быть не может.

В составе атмосферы обнаружены в основном водород и гелий, другие газы: азот, сероводород, аммиак имеются в небольших количествах.

Удивительно, но в облаках атмосферы температура отрицательная (-150°C) — вот такой перепад.

Красное пятно и другие гигантские ураганы

Поскольку Юпитер вращается очень быстро, ветра там могут достигать скорости в 600 км/ч. На этой планете постоянно случаются ураганы, мощнейшие грозы и полярные сияния.

Один из самых известных ураганов длится уже почти 350 лет. В 1664 г известный естествоиспытатель Роберт Гук увидел в простой телескоп «большое красное пятно». Учёные много лет пытались понять, что же это такое, и только в ХХ веке выяснили — это долгоживущий атмосферный вихрь. Сейчас он в два раза больше, чем Земля, а сто лет назад он был больше неё в четыре раза.

Кроме большого красного пятна в 1938 году были замечены ещё три белых овала — это тоже ураганы. В 1988 году два из них слились в один вихрь, в 2000 г — к ним присоединился третий белый овал. В 2005 г этот большой ураган, получившийся из трёх небольших, стал менять цвет и покраснел. Сейчас он называется — «малое красное пятно».

Спутники

У Юпитера 67 спутников-лун. 4 больших спутника можно увидеть с Земли в обычный бинокль. Самый большой, Ганимед, размером — как половина Земли. Ганимед — вообще самый большой из имеющихся в Солнечной системе спутников.

10 самых больших спутников Юпитера:

• Ганимед (размер 5260 км);
  • Каллисто (4820 км);
  • Ио (3642 км);
  • Европа (3122 км);
  • Амальтея (250 км);
  • Гималия (170 км);
  • Фива (116 км);
  • Элара (86 км);
  • Пасифе (60 км);
  • Карме (46 км);
  • Лиситея (36 км).

Пять самых маленьких спутников имеют размеры в 1 км.

Система планетарных колец

Когда вокруг планеты вращается множество спутников и малые небесные тела — рано или поздно они могут сталкиваться друг с другом, разбиваясь на части. В окружающее космическое пространство выбрасываются в результате таких столкновений огромные массы пыли.

Кольца Юпитера — фото.

Также, большая планета притягивает к себе кометы, которые тоже оставляют немало пыли.

Все эти пылевые облака из-за вращения планеты постепенно сдвигаются к экватору и приобретают форму колец.

Вокруг Юпитера, как и вокруг другой большой планеты, Сатурна, имеется планетарная система колец. Она состоит из пяти колец:

• Гало. Оно самое ближнее к планете и самое толстое, его ширина 30 тыс. км.
  • Главное кольцо — самое заметное и яркое. Ширина его — 6 с половиной тыс. км.
  • Паутинное кольцо Амальтеи.Названо паутинным потому, что оно прозрачное. По массе такое же, как Главное кольцо, но более тонкое.
  • Паутинное кольцо Фивы. Является самым тусклым и прозрачным.
  • Кольцо Гималии — самое молодое и тоненькое. Возникло после 2000 г, когда один из только что открытых спутников врезался в другой, Гималию, и рассыпался на мелкие части и пыль.

4 самых ближних спутника: Адрастея, Фива, Метида и Амальтея — вращаются внутри и среди этих колец. Остальные спутники расположены намного дальше от планеты, за кольцами.

Исследования Юпитера

С развитием современной астрономии, начались научные исследования гигантской планеты: к нему отправляли межпланетные аппараты «Вояджер», «Пионер», «Галилео». Ведутся исследования с помощью орбитальных (расположенных на искусственных спутниках вокруг Земли) и наземных телескопов.